Тревожный
ребёнок 
Тревожность
рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие
грядущей опасности. В настоящее время увеличилось число тревожных детей,
отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. Родителям следует присмотреться, характерны ли для поведения
ребенка следующие признаки.
Критерии
определения тревожности у ребенка:
1.Постоянное
беспокойство (любое задание или новое событие вызывает у него
беспокойство);
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться,
на чем-либо (у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться, на
чем- либо, когда он волнуется);
3.Мышечное напряжение (во время выполнения заданий или
попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован ощущается мышечное
напряжение даже в области лица и шеи);
4.Раздражительность (плохо переносит ситуации
неопределенности или ожидания; не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в
деятельности);
5.Заниженная самооценка (постоянно подавлен, находится
настороже, крайне не решителен);
6.Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные
сны).
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы
один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Рекомендации
родителям
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других
значимых для него людей.
- Будьте последовательны в своих действиях, не
запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них
того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какая-либо
деятельность, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при
достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте
ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Шпаргалка для взрослых или
Правила работы с тревожными детьми
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ,
учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще
хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во
всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательно в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Опросник
(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
для выявления тревожного ребёнка.
Признаки
тревожности ребёнка:
1.
Не может долго работать, не уставая.
2.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5.
Смущается чаще других.
6.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
7.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9.
Руки у него обычно холодные и влажные.
10.
У него нередко бывает расстройство стула.
11.
Сильно потеет, когда волнуется.
12.
Не обладает хорошим аппетитом.
13.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
15.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16.
Часто не может сдержать слезы.
17.
Плохо переносит ожидание.
18.
Не любит браться за новое дело.
19.
Не уверен в себе, в своих силах.
20.
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте
количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая
тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.
|