Четверг, 11.08.2022, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...








Погода
Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра предметов филологического и гуманитарного циклов

Использование межпредметных связей в преподавании литературы
02.06.2022, 12:00




Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению, относящимся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей. Это даёт возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.
    Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя- словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику.     Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.
    Учебная дисциплина литература относится к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавания такого предмета связан с использованием большого массива информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности учащихся.
    Предмет «Литература» - один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин.
    Образование сегодня направлено на формирование интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности школьника на базе общего среднего образования принципиально важное, социально – педагогическое значение приобрела сегодня проблема межпредметных связей.
    Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем обучения обобщенным способам познавательной деятельности, позволяющем решать новые задачи с опорой на общие ориентиры. Открытия, которые делают ученики при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми. В связи с этим повышается ценность нового межпредметного вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.
    Основная функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. 
    Результативность осуществления межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся, развитию умений учащихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное.
    Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:
1.    Подача материала в определенной последовательности.
2.    Формирование активного познавательного интереса со стороны обучаемых.
3.    Закрепление ЗУН, использование различных приемов и форм обучения.
4.    Нетрадиционные формы проведения урока.
     Стабильность и  оптимальность. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний и умений учащихся в процессе их постоянного применения при обучении разным предметам. 
    Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Художественное произведенияе должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
    Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
    Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. 
    Таким образом, актуальность педагогического опыта заключается в том, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы. 
    Методическая новизна моего опыта работы связана с самостоятельной разработкой ряда заданий по теме, комбинации элементов известных методик.
Основными задачами моей педагогической деятельности являются:
•    использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;
•    качественное совершенствование словарного запаса детей;
•    умение не только высказывать свое мнение, но и отстаивать его;
•    воспитывать всесторонне развитого человека;
•    активизировать мыслительную деятельность учащихся;
•    формировать обобщённые знания и умения;
•    воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство. 
    Перспективность. Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала. 

Литература и русский язык
    В практике своей работы чаще я использую традиционные межпредметные связи литературы с другими учебными дисциплинами.
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.
    В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.
    Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
    Межпредметные связи в основной школе осуществляются через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв и др.; письменных: развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение небольшого объема и др. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности,  характерные для того или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их.
    Возникают трудности у учащихся  при анализе поэтических произведений. Поэтому предлагаю учащимся план анализа стихотворения: 
1.Выходные данные (автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено).
2.Определить тему и идею.
( Тема – о чем говорится, круг жизненных вопросов.
 Идея – основная мысль, которую пытается донести до читателя автор).
3.Жанр стихотворения:
 а) баллада;
б) пейзажная лирика;
в) поэма – крупная жанровая единица; большее по размеру, чем стихотворение, произведение, в котором воплощается не одно, а ряд переживаний;
г) песня – лирическое произведение, слова которого предназначены для пения;
д) гимн – песня торжественного содержания;
ж) ода – стихотворение, прославляющее значительное общественное событие (военную победу, важное лицо, персону);
з) дума – стихотворение, посвященное историческому прошлому; размышления об исторических судьбах Родины, народа, своего поколения;
4. Охарактеризовать лирического героя .
5. Художественные средства: 
тропы – слова, используемые в переносном значении:
эпитеты – красочные определения («бирюзовое море»);
метафора – скрытое сравнение («по зеркальной воде, по кудрям лозняка…»);
олицетворение – одушевление природы («вьюга злится, вьюга плачет»);
сравнение – один предмет сравнивается с другим с помощью срав. союзов как, будто, словно, точно, что;
символ – знак, наделенный чертами образа.
риторической вопрос.
6. Общий вывод по анализу (мое восприятие стихотворения, личное впечатление).

    Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …
    При написании отзыва о прочитанной книге в 5 классе использую такой план:
1. Как называется прочитанный рассказ?
2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)
3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?
4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему?
5. Какова основная мысль рассказа (с какой целью автор написал его)?
6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ?
    Для характеристики героев предлагаю учащимся составление таблицы с ключевыми словами. Например, Ю.П.Казаков. «Тихое утро» (7 класс).
Яшка    Володя
«жаворонок», волевой, «переборол себя»
ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе
высокомерный, язвительный, смелый    неловкий, несобранный, медлительный
городской, сдержанный, целеустремлённый
язвительный, грубый, импульсивный    скромный, сдержанный
хвастун, отходчивый    честный
знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный
умеет ценить красоту    любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе
умеет ценить красоту
оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу

    С большим интересом учащиеся составляют синквейны. Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стали использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

    Трудности возникают у учащихся при написании сочинения. Поэтому предлагаю (или составляем вместе с детьми) такие планы:
План к сочинению по теме: «Мой любимый сказочный герой» 
(5 класс)
1.    Представить героя (героиню), назвать сказку, героем (героиней) которой является ваш любимец (ваша любимица).
2.    Опишите внешность, характер героя (героини).
3.    Расскажите о поступке (поступках), совершаемых им (ею); о взаимоотношениях с другими персонажами сказки.
4.    Почему именно данный герой (данная героиня) является вашим любимым персонажем?
План к сочинению по теме: «Моя любимая народная сказка»
1.    Указать название любимой сказки, какой народ создал её?
2.    Кратко (в 2-3 предложениях) передать сюжет сказки (то есть о чём она).
3.    Какой поступок героя (героини) восхищает вас? Почему?
4.    Перечитываете ли вы данную сказку? В какой момент вашей жизни это происходит (когда грустно, радостно, одиноко или читаете кому-то из родных: братику, сестричке или взрослым членам семьи)?
5.    Кому бы посоветовали обязательно её прочитать?
6.    Если бы вы были художником, какую иллюстрацию бы нарисовали к своей любимой сказке? Словесно опишите её.

Литература -  история
    Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, мы используем различные приемы: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей. Так,  произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,  А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают тщательную работу не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.).  Перед проведением уроков по темам,  где предполагается тесная связь литературы с историей,  учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени).
    Иногда получается, что учитель литературы дает ученикам совершенно новый исторический материал. Так, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается на уроках литературы в 8 классе, а знакомство с историческими событиями того времени (Емельян Пугачев, Пугачевский бунт, правление Екатерины II) изучается в курсе истории значительно позже. Но чаще всего историки опережают словесность, поскольку трудно понять глубину художественного произведения без знания той или иной исторической эпохи.

Литература и обществознание
    Школьная программа по литературе не предусматривает раскрытия взаимосвязей литературы и обществознания, тем не менее, наблюдается связь в рассмотрении многих вопросов. На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др. Дети не только говорят о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.

Литература и изобразительное искусство

    Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях», не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает изобразительное искусство. Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. 
    Далеко не каждый человек может описать картину. Ученикам, посетившим выставку, всегда легче составить рассказ по картине. К сожалению, сельские школьники реже имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода, нежели живущие в городе. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.
    Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности. 
Современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: русского языка, истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла.
    Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления
    Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием.





Категория: Кафедра предметов филологического и гуманитарного циклов | Добавил: Овсянникова_АС
Просмотров: 31 | Загрузок: 0
 
ГИА

Навигатор ГИА
Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
 
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 








Политика конфиденциальности сайта

Tech support Овод Е.А.
МОУ-СОШ №3 г. Красный Кут Саратовской обл. © 2022

Лицензия Creative Commons   Материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.


​​​​​​​