Праздник « Азбука к мудрости ступенька»
Цель: развивать познавательную активность и творческие способности детей; воспитывать интерес к учёбе, чтению.
Ход мероприятия:
Зал празднично украшен, в центре плакат «Спасибо, Азбука!».
Звучит весёлая музыка, входят первоклассники.
Учитель:
- Уважаемые гости, дорогие ребята, начинаем наш праздник «Прощание с Азбукой». Совсем недавно наши первоклашки впервые переступили порог школы и получили свой первый учебник – «Азбуку»
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Учитель: Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.
Азбука.
- Спасибо за приглашение! (садится)
1 ученик.
У каждой девчонки и мальчишки есть эта книжка – заветная книжка.
2 ученик.
Азбуку прочли до корки.
3 ученик.
Нам по чтению – пятёрки!
4 ученик.
Позади нелёгкий труд слогового чтения.
5 ученик.
Нам сегодня выдают…
Все: У-до-сто-ве-ре-ни-я!
6 ученик.
В том, что Азбуку прочли.
7 ученик.
Полный курс наук прошли.
8 ученик.
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки! (слайд 3)
Учитель:
В самом деле?
Все: Нет вопросов!
1 ученик: Михалков,
2 ученик: Маршак
3 ученик: и Носов,
4 ученик: Заходер,
5 ученик: Барто,
6 ученик: Чуковский,
7 ученик: Хармс,
8 ученик: Бианки
9 ученик: и Житков,
10 ученик: Паустовский,
11 ученик: Маяковский,
12 ученик: Горький,
13 ученик: Пришвин
14 ученик: и Сладков,
15 ученик: Лев Кассиль
16 ученик: и Лев Толстой,
17 ученик: Пушкин,
18 ученик: Лермонтов,
19 ученик: Постой, перечислить всех нельзя – все теперь мои друзья!
Учитель:
- Да, ребята, Азбука приобщила вас к великому чуду Земли – грамоте. Без неё невозможно получать знания ни в какой науке.
Азбука.
- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?
(Выслушивает ответы детей).
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.
А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука» (слайд 7)
Учитель:
- Спасибо тебе, Азбука, за интересный рассказ.
(Звучит музыка. Вбегает Незнайка.)
Незнайка.
- Ой! Куда это я попал?
Учитель:
- Во-первых, здравствуйте! Кто вы такой?
Незнайка.
- Я – Незнайка! Знаете такого?
- А что вы тут делаете?
(Отвечают дети)
Учитель:
- У ребят сегодня праздник – «Прощание с Азбукой».
Незнайка.
- Я тоже хочу на праздник!
Учитель:
- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, в каком классе ты учишься?
Незнайка.
- Я нигде не учусь!
Учитель:
- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?
. Незнайка
- А зачем мне это надо? Я – Незнайка!
Учитель:
- Ребята, а вы можете объяснить Незнайке, зачем надо учиться читать и писать?
1 ученик. Я могу получать знания из любых книг!
2 ученик. Я могу узнавать новости со всех концов планеты!
3 ученик. Я смогу общаться с самыми умными людьми своего времени и даже далёкого прошлого!
4 ученик. Я могу написать свои мысли для далёких потомков!
5 ученик. Я умею читать, значит, я никогда не буду одинок!
6 ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель:
- Ну что, Незнайка, будешь изучать грамоту?
Незнайка.
- Да мне и так неплохо живётся (лениво потягивается).
Инсценировка «Петя идет в школу»
ВЕД-РЕБ:
У Петруши нынче праздник,
Наш Петруша – первоклассник!
Он по улице идет,
Удивляя весь народ.
Только Петя не один,
Кто за Петей? Поглядим.
Смотрят взрослые и дети,
А за Петей… поезд едет!
(Появляется Петя, за ним – мама с букетом, папа с портфелем, бабушка с пирожком, дедушка с палочкой)
Вед-реб. Кто за Петенькой спешит?
Мама: Мамочка!
Вед: Кто за Петенькой бежит?
Папа: Папочка!
Вед: Кто за Петей ковыляет?
Бабушка: Бабушка!
Вед: Кто кряхтит, но догоняет?
Дед: Дедушка!
Вед-взрослый:
Нам скажите, почему
Прицепились вы к нему?
Разве Петя –паровоз?
Что вагончики привез?
Мама: А кто рубашку застегнет?
Папа: А кто портфельчик понесет?
Бабушка: Кто маслом булочку намажет?
Дедушка: Кто ботиночки завяжет?
Дети: Сам!
Мама: Но он еще маленький!
Папа: Но он же еще слабенький!
Бабушка: Он такой изнеженный!
Дедушка: Он такой болезненный!
Мама: Пожалейте вы его, первоклашку моего.
Папа: Отпросился я с работы, чтобы взять его заботы.
Бабушка: Отощает мой внучок-
Дам ему я пирожок.
Дед: Пропустите на урок-
Завяжу ему шнурок!
Вед -реб: Это просто ерунда,
Не годится никуда.
Заберем его от вас,
Проходи Петруша в класс.
Скоро будет Петя ваш
Отвечать на все: « Я сам!»
Вед-взр: Кто историю узнал,
Тот на ус свой намотал!
Не похожи будьте, дети,
На такого вот на Петю!
Учитель:
- Ну, хорошо. А вот скажи, пожалуйста, ты любишь отгадывать загадки, играть в игры?
Незнайка.
- Конечно, люблю!
Учитель:
- Тогда попробуй вместе с ребятами сыграть в игру «Ремонт».
Прошу отремонтировать слова.
Здесь обычные слова,
Все их знают, каждый,
В них стояла буква «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одна
(Только не сначала).
Но сегодня… - Вот дела!
Буква «а» сбежала.
Ну и ну! Простыл и след!
Где набрались прыти?
Срочно дайте мне ответ,
Букву отыщите!
Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.
На доске магнитные буквы:
БРБН СТРТ СТКН НГРД
Выходят 3 ученика и Незнайка. Ребята составляют слова, Незнайка переставляет буквы беспорядочно.
Учитель:- Кто поможет Незнайке?
Учитель:
- Незнайка, теперь попробуй отгадать загадки по произведениям:
Из каких произведений эти строчки?
1.Лихо мерили шаги
Две огромные ноги
45 размера покупал он сапоги.(“ Дядя Степа” С. Михалков).
2. “Печка, печка, скажи куда гуси – лебеди полетели?” (“Гуси – лебеди”. Р. Н. С.)
3. Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот, задом наперед. (К. И. Чуковский “ Тараканище.”)
Из каких сказок герои?
1.Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый Доктор Айболит. (К. И. Чуковский. “ Доктор Айболит.”)
2.Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Р. Н. С. “ Три медведя”.)
3. На сметане мешон
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился – колобок. (Р. Н. С. “ Колобок”.)
4. Носик – круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться
Хвостик маленький, крючком
Вместо туфелек копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?(“ Три поросенка” С. Михалков. По мотивам английской народной сказки.)
5.- Как звали поросят? (Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.)
6.Крошечная сказочная дочка.
Жаба её похищала,
Мышь за крота выдавала,
Ласточка крошку спасла,
В солнечный край унесла.
Я попрошу вас сказать,
Как эту девочку звать? (Дюймовочка)
7.Живут в Цветочном городе
Девчонки и мальчишки:
Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –
Смешные коротышки.
А кто лентяй отпетый?
Кто главный фантазёр?
Проказник самый первый,
Кто на язык остёр?
А ну-ка, угадайте-ка!
Конечно, он…(Незнайка)
Учитель:Ну, что же ты Незнайка?
Незнайка.
- Как же я отгадаю? Ведь я читать не умею!
Учитель:
Встали буквы в четкий строй,
Строй как строй, да не простой,
Он зовется азбукой.
Азбука, стройся! Гласные, здесь?
1.Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: Согласные, здесь?
2.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он …… алфавит!
Учитель:
Ты эти буквы заучи ,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам!
Ученица:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
(Выходят ребята с названными буквами, держатся за ёжика, нарисованного на ватмане).
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
(Выходят ребята с названными буквами, держат в руках модель окошка, смотрят в окно, улыбаются).
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
(Выходят ребята с названными буквами, держат петуха, нарисованного на ватмане).
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
Песня « Алфавит» http://masik.tv/pesenka-pro-alfavit/
Учитель: Незнайка, тебе понравилось, как ребята читали стихи?
Незнайка.
- Да, я понял, что чтение – лучшее учение. Обязательно пойду учиться грамоте, хочу так же как ребята знать все буквы и хорошо читать.
Учитель:
- Но научиться читать было не так просто, Незнайка!
Учитель:
- Вот так, Незнайка! Ты готов преодолеть все трудности?
Незнайка.
- Я постараюсь! Очень мне захотелось научиться хорошо читать!
( Незнайка уходит)
( выходят 4 ученика)
1. Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.
2. Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.
3. Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!
4. И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
Все: Спасибо, Азбука!
Песня» Азбука»
http://xminus.org/track/2152/%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0.html
Азбука.
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Я Вам принесла приглашение из Центральной Детской библиотеки. ( Зачитывает)
Дорогие ребята 1-А класса!
Мы очень рады, что сегодня прощаетесь со своей самой первой книгой- Букварь!
Все вы научились читать и писать. Познакомились с авторами книг, узнали много нового и интересного.Но это маленькая частичка от большого мира книг. Мы приглашаемвас в дом, где живут книги - библиотеку. Вас ждёт весёлый Незнайка и остроумный Буратино, добрые сказки, увлекательные путешествия и приключения!
Надеемся, что вы будите настоящими читателями нашей библиотеки. Ждём вас!
Радости и успехов вам в учёбе! И в этом вам поможет книга. На память я дарю вам интересные книжки.
(Азбука вручает книги).
- До свидания!
Песня « Прощай, Букварю!» ( сл. и музыка Л. Мельниковой) http://x-minus.org/track/2151/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C.html
Учитель:
- Дорогие ребята! Уважаемые гости! Наш праздник окончен. Спасибо большое всем за участие!
Используемая литература.
1. 18 знаменитых азбук в одной книге: Занимательные уроки/ - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
2. Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3. Праздники для детей младшего школьного возраста / Авт.-сост. В. Б. Леонтьева, Н. В. Фалей.- МН.: ООО «ЮНИПРЕСС», 2004.
|