Очкасова
С.И., учитель начальных
классов МОУ-сош №3.
«Компетентностный
подход на уроках» - из личного опыта организации деятельности первоклассников
на уроках.
Запросы времени и документы ФГОСа
ставят каждого из нас в ситуацию профессионального поиска, профессионального
роста.
Конкретно я осознаю, что в
настоящее время нахожусь, подобно ребенку, в ученической позиции. Уж очень
велик разрыв между прошлым опытом и новой задачей – воспитание деятельного
человека, готового учиться и развиваться всю свою жизнь.
Стандарты диктуют: учим с
использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его
активность, осознанность в освоении УУД. Основа методов – деятельный подход в
образовании.
Но одно дело познакомиться с
теорией, другое – понять, что делать на практике. Как мне кажется, всем нам не
хватает именно конкретных методических приемов.
За этот год наработана
методическая копилка. Поделюсь некоторыми находками – учебными ситуациями,
организующими (провоцирующими) познавательную деятельность учащихся.
1. Литературное
чтение.
Ø «Утреннее
послание». Каждый день на обратной стороне доски до начала учебного дня писала что-нибудь
детям ( поздравления с Днем рождения на лицевой стороне). Сначала только
печатными буквами, затем письменными: имена девочек, имена мальчиков, кто с кем
сидит, кто чем порадовал. Так как обращалась к конкретным ребятам, то всем было
интересно. Не только сильные, но и слабые подтягивались к доске, заглядывали,
не про них ли, пытались прочесть, всем новость сообщить. «Саша Пак - молодец!
Красиво написал буквы Яя.» «Сегодня Лера не придет в школу. Заболела. Кто будет
делать зарядку?» «Прошу Соню раздать альбомы, А Валера подготовит воду.» и т.д.
Таким образом дети приходят к пониманию целей чтения, письма как форме
коммуникации, т.е. прямой жизненной необходимости.
Ø Приём
для ребят, плохо знающих буквы (отлично сработал!): «нечаянно» рассыпала,
уронила на пол коробку с буквами. Попросила Настю и Антона собрать букву к
букве, называя каждую. На другой день обнаружила, что не по алфавиту… Перепроверили,
поставили в коробочку в алфавитном порядке. Дальше я не могу быстро найти нужную –
опять к этим же ребятам за помощью – отделите буквы разграничителями…
Ø «Найди
лишнюю букву» - в паре ищут и доказывают перед всем классом, в итоге получается
слово (тема урока, имя…)
Ø А.
Шибаев «Всегда вместе». - У вас на столах карточки с буквами, возьмитете их.
– Вы
превратились в буквы алфавита.
- А теперь, буквы, слушай мою команду: На
зарядку становись!
Выйдите
из-за своих парт, гласные буквы встаньте в первый ряд, согласные – во второй. Внимательно слушайте
команды:
1. Ну-ка буквы, покажите, класс,
приседайте 8 раз!
2. Буквы гласные сейчас выполнят
хлопки для вас! Раз, два, три!
3. А с согласными мы вместе
выполним шаги на месте!
- Молодцы, буквы, молодцы,
ребята, какие вы дружные! Садитесь на места! Теперь после прочтения
стихотворения предлагаю проиграть эту
историю
- Я прошу все буквы выйти к доске. Снова превратимся в буквы.
Я буду читать слова автора.
Ø Игровая
деятельность «Движение». Сбор информации по изучаемой теме. Например, на
русском языке водящие собирали каждый на
своем ряду слова с нужным сочетанием (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Предварительно
пробовали запомнить как можно больше данных слов на форзаце учебника. Слова
ребята записывали на листочках.
Ø Слабые
дети в 1-2 четвертях читали в паре по слоговым дискам.
Ø Игры
с именами. Каждому крупно печатала имя (контурным шрифтом, чтобы сами буквы
раскрасили ярко). Деятельность на классификацию: девочки-мальчики, по
гласным-согласным в начале, по алфавиту, на звуковое моделирование. Вообще для
моделирования изготовили в это году крупные фишки 4/4 см. А на классной доске использую демонстрационные крупные магниты четырех цветов.
Ø Дети
в классе очень разные по уровню готовности к школе. С сильными даже труднее.
Четверым давала для самостоятельного чтения каждый день часть сказки (например,
«Гуси-лебеди») + раскраску к этой части. Позже эти ребята на литературном слушании
пересказывают сказку, а класс располагает иллюстрации в нужной последовательности.
Ø Моделировали
не только обложки для прослушанного
произведения. Удачно была организована групповая работа по сказке Сутеева «Дядя
Миша». Для 4-х групп подготовила четыре комплекта иллюстраций и отдельными
листочками распечатку подписей к ним (по сути краткий пересказ, план). Т.к.
впервые пробовали работать сообща, объяснила правила (поднимите столько рук, сколько у слона ног, хоботов, у
человека ног, пальцев на одной руке…) Поняли, что нужно договариваться,
советоваться. Теперь предлагаю каждой группе издать свою книгу. Кто подписи
подбирает, кто подклеивает, обложку оформляет, добавляет иллюстрацию к
последней подписи, собирает странички в нужной последовательности и скрепляет.
Попробовать пересказать всю сказку цепочкой в группе, затем представить всему
классу (но у доски детей поставила уже в другом порядке).
Ø Еще
одна групповая работа по созданию
диафильма. Здесь работали только сильные ребята. Со слабыми отрабатывали технику
чтения. Затем сильные показали всем "диафильм" и пересказали по кадрам.
Ø Пересказ
дается особенно трудно, несколько раз слушать не хочется, на помощь опять
деятельность. В кружке «Город мастеров» изготовили щенка и котенка. Все сказки
Сутеева разыгрывали – к доске ( на нашу игрушечную сцену) все хотят! «Котенок и
щенок», «Середина сосиски», «Меня нет дома» - прекрасные диалоги, учились
говорить выразительно.
Ø «Под
грибом» - изготовили всех героев на плотной бумаге, приклеили магнитики (от
старой азбуки) И опять пошел пересказ. Каждый хочет следующего героя спрятать под грибок и
продолжить сказку.
Ø Русский
язык. «Заглавная буква в именах собственных». Работа в парах: Предложенные
слова раскладывают в две группы самостоятельно. Итог работы выношу на доску,
делаем вывод, сравниваем с ключом в учебнике.
Ø Очень
часто давала упражнения на общение в паре. Запомнить предложение, друг друга
проверить. Поочередно проверяли таблицу сложения и вычитания, рассказывали драг другу стихотворения наизусть. «Ты мне, я тебе». Работа с математическими
абаками: объясняли друг другу набранные
примеры.
Ø Удачный
прием деятельности в паре по созданию симметричных проектов. Предлагаю согнуть
пополам лист в клетку. Один ученик
выбирает из набора «Цветные фигуры» квадрат и помещает его на на своей стороне
бумажной сетки, обводит. Другой ученик должен разместить свой квадрат с другой
стороны линии симметрии так, чтобы сделать проект симметричным. С помощью
зеркала убеждаются в правильности. Можно несколько фигур расположить,
раскрасить клетки бумажной сетки, чтобы сохранить отчет об их проекте и легко у
доски защитить его перед классом. Т.е. объяснить, почему их проект
симметричный.
Ø В
групповой деятельности изучали смысл умножения и деления.
- В группе 4 человека. Я даю вам
24 тетради. Сколько получит каждый?
- Каждый должен иметь 3 листа
бумаги для работы в кружке. Вас четверо. Сколько листов бумаги мне выдать вашей
группе. С помощью фишек смоделируйте ситуацию. Поделитесь размышлениями с
остальными. И т.д.
Такие задания и учебные ситуации помогали наиболее
эффективно организовать познавательную деятельность моих первоклассников.