Ход урока ( класс поделён на 3 группы)
Целеполагание:
начну урок с необычного для вас задания. Внимательно рассмотрите страницы закрытого учебника. Что вы наблюдаете? ( половина листов зелёного и коричневого цвета). А зачем он делится на 2 цвета? (2 раздела) Какие? ( …………). Какой из них вам уже знаком? За что вы можете себя похвалить? ( знаниями, наблюдательностью, вниманием)
Все эти качества вам сегодня пригодятся, потому что мы открываем Детективное агентство, чтобы распутать самые запутанные истории из мира образов вокальной и инструментальной музыки. Чтобы дела раскрывались быстрее, поделимся на 3 группы
- А помогать нам будет знаменитый сыщик Шерлок Холмс.
Видео «Холмс играет на скрипке» Потому что сам очень любит музыку
ДЕЛО №1.
Когда-то 150 лет назад русские композиторы зашифровали термин, который объединял их музыку. Они боялись его официально объявлять, потому что он принадлежал испанцам . Хотя сами испанцы уже давно его не используют. Но зато слово это крепко прижилось в России. Так что же это за термин?
- У меня есть подсказки от Холмса в конвертах: (раздать 6 конвертов со словами и нотами, дети поют, я играю)
Задание1: Спойте тексты, угадывая пропущенные слова
Не шей ты мне матушка красный (сарафан)
Однозвучно гремит (колокольчик)
Я помню чудное (мгновенье)
Гори, гори, моя (звезда)
(Ночь) весенняя дышала светлой южною красой
И в душистую сень, где теснится (сирень)
(Задание 2: На доске слова на магнитах, дети в конце должны их выстроить в кроссворд и получить слово)
Р
О
М
А
Н
С
- К какому образу относится романс? (лирическому)
Заставка Из Шерлок Холмс
Шерлок Холмс рад за вас.
Дело №2
В архиве затерялось Личное дело (ПУСТАЯ ПАПКА) очень знаменитого музыканта. Имя неизвестно. Холмс уже провёл своё расследование, и кое-что ему удалось найти. Это 3 фотографии оперных ролей этого человека.
Вам только остаётся восстановить материалы и вложить их в папку : вспомнить роли и характеры, указать образы, спектакли, и имя оперного певца и записать. (каждой группе выдаётся клей, 1 фото, ручка). В помощь учебник стр26. Готовые файлы сдаются в Личное дело. Дети объявляют свои результаты.
Задание: – патриот, Фарлаф - трус, Варяжский гость – воин. Как удавалось Шаляпину сыграть таких разных персонажей? «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле»
ВЫВОД: Личное дело Ф.Шаляпина восстановлено.
ЗАСТАВКА от Холмса.
Дело №3
Перед вами иллюстрации. Какому музыкальному произведению они могли бы принадлежать? (Баллада лесной царь) Композитор? (Шуберт) Национальность? (австриец). В Австрии на каком языке разговаривают? (на немецком)
Задание: Шерлоку Холмсу очень хочется познакомиться с творчеством Шуберта. Хомс англичанин . Он не знает ни русского, ни немецкого. Поэтому надо ему помочь – сделать перевод с немецкого в картинках.
Вы знаете язык музыкальных интонаций. По ним ориентируйтесь. Работаем по цепочке. В процессе музыки: 1группа – 1 человек подходит к компьютеру и правит презентацию, подбирает иллюстрации к куплету автора, 2гр. – куплеты диалога отца и сына, 3гр. – куплеты лесного царя. Задание непростое, поэтому я разрешаю вам пользоваться русским переводом на стр 45
Звучит Лесной царь на немецком языке. В процессе музыки дети выстраивают куплеты в картинках.
- Проверяем на русском языке перевод Жуковского . Ученики читают текст по ролям (группам).
Какая форма музыки получилась? Переведите в буквы. (Б+А+С+А +С+А+С+Б) –рондо – рефренная форма. Какую содержательную роль выполняют первая и последняя буквы? – пролог, эпилог .
Вывод: - Какой образ получился? (драматический)
ЗАСТАВКА от Холмса.
Дело №4
(На экране мр3 без названия ) Найдены музыкальные аудиофайлы неизвестных композиторов.
Шерлок Холмс к этим находкам прислал в помощь коробки. Посмотрите, что там. (1гр. гусли, 2гр. бубен с гудками и ложками, колокол).
узнать, кто авторы музыки? (послушать музыку и сыграть на инструментах )
СЛУШАНИЕ . Дети аккомпанируют на инструментах.
Вывод: Что вы сыграли? (былинный наигрыш, пляску скоморохов, знаменный распев) Кто же авторы музыки? (Гусляры, скоморохи, монахи).
ЗАСТАВКА от Холмса.
Дело №5
В каждой библиотеке имеется музыкальный отдел - фонотека , где хранится информация о музыке и и музыкантах и даже старые пластинки и кассеты. Фонотека просит нас привести в соответствие непонятные схемы и теоретические определения .
Раздаются конверты
Сначала читают определение, и тут же ищут схему, показывая в движении
1гр – опред: канон; выбор схемы
2гр. – опред: контрапункт ; выбор схемы
3гр. – опред: фуга ; выбор схемы
Вывод : получились живые схемы. Сортируем по конвертам. Вкладываем в общий пакет . Как нам его подписать ? (Полифония)
ЗАСТАВКА от Холмса.
Дело № 6
Разыскивается таинственный господин. Шерлок Холмс прислал нам улики, по которым можно найти этого незнакомца.
На слайде :
Карта (Нового Орлеана) : ваши версии, причём здесь карта?(он здесь родился)
(Там-там Банджо Труба Рояль Саксофон) Что это за инструменты и почему они расположены в таком порядке? (развивался, играя на этих инструментах)
Схемы в цифрах и чёрточках, знаки нога рука карандаш. Что это такое? (4дольный размер)
Топайте ногами на 1 - - 4, 2 гр. Хлопайте в ладоши на 1 2 3 - . 3 гр. Стучите карандашом 1 2. 3. 4. Каждая группа учит отдельно, потом вместе, потом с учителем. (Регтайм на ф-но)
Вывод: Вы поняли, кого мы разыскиваем? (джаз)
ЗАСТАВКА от Холмса.
Дело №7
В детективное агентство пришло письмо с просьбой отыскать песню, написанную 40 лет назад. Её поют не только в России, но и в других странах. А причиной тому последняя строчка каждого куплета. Посмотрите на этих людей. Кто они? (барды) Среди них есть автор этой песни. Назовите каждого - и узнаете эту песню.
На слайде фото бардов: Окуджава, В.Высоцкий, Розенбаум, Митяев
Исполнение Песни «Как здорово!"
Это было последнее на сегодня расследование. Хочу отметить лучших музыкальных детективов……..
РЕФЛЕКСИЯ
И мне хотелось бы чтобы каждый из вас поделился впечатлениями, продолжите фразу Олега Митяева
Как здорово ……. |