Конспект
родительского собрания «Первые уроки
школьной отметки», автор учитель
начальных классов Воронина Татьяна
Васильевна.
Цель:
показать родителям значение
школьной отметки в жизни ребенка,
формировать культуру родительского
восприятия учебных умений своего ребенка
Форма проведения:
родительский педагогический тренинг.
Вопросы для
обсуждения: школьная
отметка, ее роль в жизни учащихся,
отношение к отметкам.
Подготовительная
работа: анкетирование
родителей, подготовка памяток, карточек
отзыва.
( на доске)
Измени
свое мнение о вещах, которые тебя
огорчают,
И
ты будешь в полной безопасности от них.
Марк
Аврелий
Ход
собрания:
Вступительное
слово учителя:
Уважаемые мамы
и папы! Сегодня мы собрались поговорить
о школьной отметке, которая играет
значительную роль в жизни вашего ребенка
и вашей семьи. Именно школьная отметка
часто является яблоком раздора между
членами семьи и мерилом ценностей в
воспитании ребенка.
Сегодня мы
построим свое собрание так, чтобы больше
проиграть те ситуации, которые связаны
со школьной отметкой. Это поможет вам
избежать часто встречающихся ошибок в
семейном воспитании.
Уважаемые
родители, задумывались вы, когда-нибудь,
какими мотивами руководствуется ваш
ребенок при решении выступающих перед
ним проблем? А ведь деятельность
приобретает для ребенка различный смысл
в зависимости от того, какой ее мотив.
Например, ребенок решает задачу. Цель
состоит в том, чтобы найти решение. А
мотивы могут быть различными: научиться
решать задачи, не огорчать учителя или
порадовать родителей хорошей оценкой.
Мотивы оказывают влияние на характер
учебной деятельности, отношения ребенка
к учебе.
Мотивы
подразделяются на две группы:
1.
Внутренние - связаны с содержанием самой
учебной деятельности и процессом ее
выполнения. К ним относятся познавательные
интересы детей, потребность в овладении
новыми умениями, навыками и знаниями.
2.Вторые
- внешние с потребностями ребенка в
общении с людьми, в их оценке и одобрении,
с желанием ученика занять определенное
место в системе доступных ему общественных
отношений.
Мотивы
оказывают влияние на характер учебной
деятельности. Отношении ребенка к
учению. Если, например, ребенок учиться,
чтобы избежать плохой отметки, наказания,
то он учится с постоянным напряжением,
учение его лишено радости и удовлетворения.
Уважаемые
родители, ваша главная задача - развивать
у ребенка внутренние мотивы. Ему будет
значительно легче учиться, если активность
будет побуждаться такими мотивами, как
интерес к знаниям, чем стремление
избежать наказания и ваших упреков.
II.Анализ
анкет: (Смотри приложение)
Отвечая,
на вопрос - что значит для вас школьная
отметка вашего ребенка, вы давали такие
ответы:
- это
его знания;
-
показатель знаний;
-
результат знаний;
-
оценка успеваемости;
-
поощрение или наказание.
Обсуждение
ситуаций:
1. А
если, я бы вас попросила окунуться в
свои детские воспоминания, связанные
со школьной оценкой, осмысливая их со
своей теперешней родительской позиции.
2.
Вспомните картину « Опять двойка»,
попробуйте нарисовать финал данной
картины с позиции 21 века.
3. А
теперь, я предлагаю вам совместно
выработать стратегию поведения взрослых
в предложенных ситуациях, которые могут
сложиться в их семье:
1) .
Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно
и ждет родителей до тех пор, пока они не
вернуться с работы;
2) .
Во время выполнения домашнего задания
ребенок отвлекается, делает ошибки,
неохотно доводит начатое дело до конца;
3) .
ребенок пишет плохо, неаккуратно, а
переписывать задание не хочет;
4).
Ребенок приходит домой с очередной
плохой отметкой;
5).
Ребенок получает плохую отметку, но
говорит родителям, что получил отличную
отметку и это повторяется достаточно
часто;
6).
Ребенок обвиняет учителя в том, что он
несправедлив в оценке его знаний.
III.
Тест.
-
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего
используете в общении со своим ребенком:
1.
Что ты получил сегодня?
2.
Ничего, не расстраивайся, у нас есть
время все исправить
3. Я
так и знала. И в кого ты такой уродился?
4.
Марш, в свою комнату и не показывайся
мне на глаза!
5. Ты
ведь умница, и в следующий раз учительница
в этом убедиться.
6.
Сколько тебе можно это объяснять!
7.
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь
еще раз сделать самостоятельно?
8.
Кто-нибудь получил отметку лучше, чем
ты?
9.
Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
10.
давай попробуем разобраться в том
материале, который для тебя так труден!
11.
Знаешь, когда я была маленькой, мне
материал тоже давался с трудом.
12.
Вот так и будешь на двойках и тройках
ехать!
13.
Вот придет отец! Он тебе покажет за
двойку!
IV.
Вывод:
-
Как же нужно поступать?
-
Обсуждение памятки для родителей.
Памятка для родителей.
Не ругайте
своего ребенка за плохую отметку. Ему
очень хочется быть в ваших глазах
хорошим. Если быть таким не получается,
ребенок начинает врать и изворачиваться,
чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте
своему ребенку, если он долго трудился,
но результат его труда невысок. Объясните
ему, что важен не только высокий
результат. Больше важны знания, которые
он сможет приобрести в результате
ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте
своего ребенка вымаливать себе оценку
в конце четверти ради вашего душевного
спокойствия.
Не учите
своего ребенка ловчить, унижаться, и
приспосабливаться ради положительного
результата в виде высокой отметки.
Никогда не
выражайте сомнений по поводу объективности
выставленной вашему ребенку оценки
вслух.
Есть сомнения
- идите в школу и попытайтесь объективно
разобраться в ситуации.
Не обвиняйте
беспричинно других взрослых и детей в
проблемах собственного ребенка.
Устраивайте
праздники по случаю получения отличной
отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается
ребенком надолго и его хочется, повторит.
Пусть ребенок получает хорошую отметку
ради того, чтобы его отметили. Вскоре
это станет привычкой.
Демонстрируйте
положительные результаты своего труда,
чтобы ребенку хотелось вам подражать.
(
Приложение)
Анкета для родителей.
Я знаю, что
школьная отметка это- ……
Я говорю
своему ребенку, что школьная отметка
это…..
Когда мой
ребенок идет в школу, то я прошу его….
Когда мой
ребенок идет в школу, то я требую от
него….
Когда мой
ребенок идет в школу, то я желаю ему….
Когда мой
ребенок получает хорошую отметку, то
я……
Когда мой
ребенок получает плохую отметку, то
я….
Используемая литература:
Бурбо Лиз.
Отношение родитель- ребенок./ Пер. с фр.
М. Издательский дом « София» 2005 год.
Все о младшем
школьнике. Книга для родителей о том,
как воспитывать и обучать детей./ Под
редакцией чл.-корр. РАО проф. Н. Ф.
Виноградовой. М.: Вентана – Граф, 2004.
Рахматшаева
В.А. Психология взаимоотношений: Книга
для учителя. М.: Просвещение, Учебная
литература,1996.
|